Главная » Статьи » Запись » Запись - как искусство |
«Я хочу, чтобы он был то ли плотнее, то ли сочнее и бархатистее, а то как-то суховато», — и вокалист потянулся к ручкам эффект-процессоров в рэковой стойке. Я уговорил его отдохнуть и хлебнуть чаю, а тем временем накинул на вокальную дорожку немного холла. Все стало сочно, плотно и бархатно... Сегодня цифровые технологии позволяют реализовать множество
мультимедийных проектов «не отходя от кассы», то есть в домашних
условиях. Зачастую единственный необходимый инструмент для работы с
мультимедиа – это комп. Не исключением является запись и редактирование
музыкального материала. Конечно, в профессиональной студии звукозаписи
компьютер – лишь одна из составляющих аппаратного комплекса, но в
домашних условиях, где профессиональный уровень не требуется, комп
способен заменить множество студийных шарманок. Так системный блок
удачно сочетает в себе динамические и эффект-процессоры, микшерский
пульт и многодорожечный рекордер. Существует такое понятие,
как добротность (Q). Именно этот параметр и определяет глубину захвата.
Если добротность больше, то и захватим более широкий спектр частот. В
нашем примере, увеличив добротность и увеличивая уровень частоты 1 кГц,
можно захватить и 600 Гц, и 1400 Гц. Чем дальше находится частота (от 1
кГц), тем меньше увеличится ее уровень. Добротность у графических
эквалайзеров, как правило, не регулируется плавно, а переключается
между двумя-тремя фиксированными установками либо вовсе по умолчанию
имеет определенное значение. Причем чем меньше количество полос у
тембрблока, тем больше у него добротность. Количество полос
графического эквалайзера может достигать 30 и более. Понятно, что чем
больше полос в твоем распоряжении, тем более точно ты сможешь
осуществить частотную коррекцию.
Параметрический эквалайзер – это уже более сложная конфигурация. В отличие от графического, где все частоты фиксированы, и ты только изменяешь уровень сигнала на определенной частоте, в параметрическом эквалайзере есть возможность самостоятельно выбрать частоту и уже потом изменить ее уровень, а иногда и добротность. Количество полос у этого типа эквалайзеров, как правило, варьируется в пределах 2-6. Параграфический эквалайзер – это своеобразный гибрид между графическим и параметрическим эквалайзерами. По сути, это многополосный параметрический эквалайзер, регуляторы которого выполнены в виде слайдеров (ползунков). Обрезной фильтр Говоря о тембрблоках, нельзя не упомянуть такое понятие, как обрезной фильтр. Это своего рода однополосный эквалайзер, работающий на низких или высоких частотах. Обрезные фильтры не имеют регулировки уровня «подъема» или «завала», а работают всегда в «минус» на определенное количество децибел (как правило, немалое). Обрезные фильтры необходимы для сокращения частотного диапазона с нижней или верхней части спектра. К примеру, для обработки голоса, записанного с преобладанием низких частот, ты можешь применить обрезной фильтр на 75 Гц, удалив весь спектр сигнала, расположенный ниже этой границы. Естественно, обрезные фильтры тоже имеют свою добротность, поэтому если ты обрезаешь на частоте 75 Гц, это не значит, что сигнала на частоте 74 Гц уже не будет — от 75 Гц сигнал пойдет на спад. Работая с эквалайзерами, не забывай, что все в этом мире относительно: глубокий бас – это хорошо, когда остальная часть спектра не так выделяется, а «песочного» верха не добьешься, если уже сильно поднята средняя часть спектра. Каждая частота прекрасна по-своему, но если ты выделишь все частоты, ты получишь ту же картину, что и на входе, только с большим общим уровнем. Очередной эффект, без которого не обходится практически ни одна запись. Особенно ревербераторы полюбились вокалистам, так как голос после обработки этим эффектом звучит более насыщенно (если не переборщить с регулировками). Некоторые программные ревербераторы имеют большое преимущество перед аппаратными, так как их интерфейс выполнен не в виде огромного количества регуляторов, а в виде виртуального помещения, изменяя параметры которого, ты и добиваешься необходимого эффекта. Изменять в таких помещениях можно размеры стен и материал, из которых они изготовлены, форму помещения (с округлыми очертаниями или прямыми углами) и т.д. Вообще, реверберация (как и Эхо) – это естественное природное явление. Реверберация – это совокупность акустических переотражений звука от различных поверхностей. Такие отражения приходят в определенную точку помещения с разной задержкой и сливаются между собой, в этом и состоит эффект реверберации. Нельзя не провести параллель ревербератора с эффектом Эхо. Дело в том, что звуки сливаются воедино, если временной интервал между пришедшими в одну точку пространства отражениями не превышает 100 мс, в противном случае получим эффект Эхо. Гейт и Экспандер относятся к процессорам динамической обработки сигнала. Как правило, оба эффекта реализуются в рамках одного модуля, поэтому рассматривать их будем вместе. Гейт – устройства проще придумать, наверное, невозможно. Тем не менее, простота гейта не умаляет его значимости в аудиопроизводстве. Гейт призван избавить аудиоматериал от лишних шумов на стадии микширования и записи. Ты, наверное, замечал, что если полезный сигнал отсутствует на входе любого звукового устройства, то становятся слышны различные шумы устройства, подключенного на вход. Например, в паузах между исполнением вокальной партии мы слышим шум микрофона, а если замолкает гитара, то становится заметен неприятный гул. Разумеется, все шумы и гулы присутствуют постоянно, но относительно полезного сигнала они практически не различимы на слух. Да и избавиться от них, вырезав из полезного сигнала, — задача не из простых. Убрав же ненужные шумы в паузах различных инструментов, можно значительно повысить качество всей фонограммы. Ознакомимся подробнее с алгоритмом работы гейта. Работает гейт чрезвычайно просто: как только в процессе звучания инструмента возникает пауза, гейт блокирует сигнал на своем выходе. Таким образом, записывается уже не шум микрофона или гул гитары, а просто тишина. Гейт (экспандер) имеет такие же названия регуляторов, как и у компрессора, хотя значения этих регуляторов здесь отличаются. Выставляя границу Threshold, ты определяешь минимальный уровень сигналов, которые пройдут через процессор. Как только уровень сигнала на входе гейта становится ниже установленной границы, гейт прекращает передачу сигнала на своем выходе. Таким образом ты определяешь уровень шума. К примеру, он составляет -97 дБ — выставляешь Threshold на отметку в -96 дБ (с запасом). В процессе звучания инструмента уровень сигнала будет близок к 0 дБ, и гейт будет постоянно находиться в «открытом» состоянии. Как только возникнет пауза, гейт идентифицирует значение сигнала ниже порога и «захлопнется». Насколько быстро закроется гейт после того, как уровень сигнала упадет ниже порогового значения, определяешь «ручкой» Attack. Как правило, значение атаки варьируется от долей секунды до нескольких секунд. Ручка Release, по аналогии, определяет время открытия гейта при подаче на него сигнала, превышающего пороговое значение. Expander – это более сложное устройство, но функции у него те же. Алгоритм работы экспандера отдаленно напоминает компрессор. При использовании экспандера для борьбы с шумами, ты по-прежнему выставляешь пороговое значение, но на сей раз, как только уровень сигнала станет ниже установленной границы, экспандер уменьшит его дополнительно в определенное количество раз. Во сколько раз уменьшится сигнал, определяешь «ручкой» Ratio (в этом и сходство экспандера с компрессором). Рассмотрим конкретный пример. Допустим, ты установил пороговое значение в -30 дБ, а коэффициент сжатия (Ratio) 2:1. Как только уровень входного сигнала составит, к примеру, 20 дБ, экспандер уменьшит его до 10. Такой алгоритм работы менее заметен по сравнению с гейтом Конечно, жаль, что в одной статье нельзя рассказать обо всех существующих модулях. Но этого тебе будет вполне достаточно для того, чтобы подготовить качественный демо-материал. Посуди сам, если ты «пишешь» электрогитару, то большинство эффектов (таких как Флэнжер, Хорус, Дисторшн) ты берешь в своей примочке. Конечно, эти эффекты реализованы и программно, но аппаратное исполнение эффекта практически всегда более качественно. Напоследок дельный совет. Обрабатывая сигнал каким-либо процессором, ты должен уяснить один важный момент — каждый эффект-процессор хорош сам по себе, но, как говорится, все хорошо в меру. Поэтому очень осторожно обращайся с каждым регулятором при редактировании записи. Компрессор необходим, но если сильно закомпрессировать фонограмму, получишь сильный гул. Без ревербератора тоже нелегко, но большие значения параметров превратят звук в кашу. Делай все на слух, и тогда, со временем, твои записи вырастут из штанов «демо» и обретут вид качественной студийной сведенки. Параметры ревербераторов В разных модулях приведенные ниже параметры могут иметь разные названия, поэтому без привязок к конкретному плагину будем писать названия на родном русском. • Уровень необработанного сигнала – этот параметр определяет уровень входного сигнала без примесей отражений. • Уровень ранних отражений – определяет уровень отражений, отстающих от прямого сигнала не более чем на 50-60 мс. • Уровень сигнала, обработанного эффектом – название говорит само за себя. • Общее время реверберации – время, за которое уровень реверберирующего сигнала снижается на 60 дБ. • Помимо этих, основных параметров, в некоторых программных модулях можно определить и объем помещения, и отношение его длины к ширине, и многое другое. • Эффект-процессоры нужны при записи и сведении материала, чтобы улучшить качество либо добавить дополнительные эффекты. • Компрессор уравнивает динамический диапазон фонограммы, а лимитер обрезает сигнал. • Дилэй — ряд повторений сигнала с неизменным частотным спектром. Эхо действует аналогично дилэю, меняя при этом и частотный спектр сигнала. • Эквалайзер меняет уровень отдельных частотных составляющих сигнала. • Добротность определяет глубину захвата. Чем больше добротность, тем более широкий спектр частот захватывается при обработке. • Обрезной фильтр сокращает частотный диапазон с нижней или верхней части спектра. • Реверберация — акустические переотражения звука от различных поверхностей. • Гейт и экспандер позволяют вырезать шумы. Гейт вырезает их начисто, а экспандер ослабляет шумы в определенное число раз. Источник: http://novmuz.net | |
Категория: Запись - как искусство | Добавил: Admin (22.04.2009) | Автор: Вадим Воронин | |
Просмотров: 814 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 0 | |
Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
Регистрация
Вход
в последние дни\месяцы\годы сайт не администрировался по уважительным причинам! С этого момента этого не будет! Обещаю в ближайшее время больше новой информации и стабильную работу ресурса!
Обмен ссылками
выбрать другой баннер